Объект G2V и ольмекский красавец

Пятница, Январь 18, 2013

В предновогодние зимние дни площадь Дага Хаммаршельда, что вытянулась вдоль Ист 47-й улицы между Первой и Второй авеню в Манхэттене, помимо рождественской елки была украшена двумя непохожими друг на друга скульптурными произведениями.

Первым, попавшимся мне на глаза, оказалось творение Джонатана Принца (Jonathan Prince) со странным названием - G2V.
Скульптура G2V работы Джонатана Принца
Расположенное почти у самого края Второй авеню, оно представляло собой сделанный из оксидированной снаружи стали, толстый, похожий на лепешку, коричневый диск, у которого был выхвачен солидный сектор с неровными краями. Внутренняя поверхность образовавшейся «раны», видимо во избежание кровотечения, была прижжена не иодом, а хромирована и блестела полированным зеркальным серебром. Сверкающие на солнце бугры и впадины нутра диска создавали впечатление, что там что-то бурлит, клокочет и кипит.

Глядя на G2V, я вспомнил старую, бывшую когда-то довольно популярной, компьютерную игру Pocman. Главный действующий персонаж этой игры имел форму круга с отсутствующим сектором. Образованная таким образом щель была ртом Пакмена, которым он непрерывно делал жевательные движения, стараясь заглотить как можно больше точек, не столкнувшись при этом в четырьмя привидениями, которые охотились на него. «Пакмен» Принца застыл с открытым ртом. Вероятно, он укусил что-то очень твердое и неровно обломал себе зубы. Теперь бедняга страдал от боли и боялся закрыть рот.

А еще эта скульптура напоминала колесо от шасси огромного грузового самолета, поврежденное и отвалившееся во время неудачной посадки.

Но больше всего творение Джонатана походило на раковину моллюска, который называется Наутилус или жемчужный кораблик. Наутилусы появились на Земле пятьсот миллионов лет назад и являются древнейшими обитателями океана, дожившими до наших дней. Они обладают большой красивой, спирально закрученной в одной плоскости, раковиной. Внутри она выстлана перламутром, а снаружи похожа на изящное изделие из фаянса тигровой раскраски, состоящей из белых и коричневых полос.

Из гравированных раковин этого моллюска изготовлялись красивые ювелирные изделия, чаще всего чаши и кубки, инкрустированные серебром, золотом и хрусталем. В их декоре обычно использовались мотивы, связанные с мифологическими обитателями морей и океанов. Наибольшей любовью подобные изделия пользовались среди немецких ювелиров в конце 17-го начале 18-го веков.

Может быть вид такого жемчужного кораблика или чаши, сделанной из него, натолкнул Д.Принца на идею создания нечто подобного, но у него получился G2V.

Поначалу я не придал большого значения странновато выглядящему названию скульптуры, не увидел в нем какого-то особого смысла. Я знал, что нередко художники дают своим абстрактным произведениям цифровые, реже буквенные обозначения типа «Объект № 5», «Композиция № 3», или «Движение № 7». Мне подумалось, что и в этом случае, дело обстоит приблизительно так же.

Тем не менее что-то заставило меня на всякий случай набрать эту комбинацию знаков в Гугле. И выяснилась интересная, по-моему, вещь. Каждому известно, что наше Солнце является звездой. И оно имеет свое место в иерархии звезд нашей Вселенной. Согласно астрономической классификации, Солнце входит в группу желтых карликов, источником энергии которых на данном этапе их эволюции является термоядерная реакция синтеза гелия из водорода. Все подобные звезды имеют общее обозначение - G2V, где G2 указывает их спектральный класс, а V – светимость. Иначе говоря, G2V – это астрономическое название нашего Солнца. Вот так, ни много и ни мало. Думаю, не каждый прохожий, оказавшийся на площади Дага Хаммаршельда около скульптуры под названием G2V сведущ в астронической классификации звезд. А между тем, как я могу предположить, он, по замыслу автора, должен видеть перед собой символический образ нашего светила.

Объясняя название своего произведения, Джонатан Принц говорит, что его логический посыл основывается на известном факте поклонения представителей древних цивилизаций Солнцу, носившему в их верованиях разные имена. Как астрономический объект, G2V является центральным для нашей планеты и для нашего существования. «Но ни как божество, ни как идол, он не оправдывал ожиданий тех, кто ему поклонялся», - говорит Принц. И добавляет: «В мире нет ничего идеального; всё, каждая идея, концепция, объект имеет червоточину, разлом, разрыв, прореху. Однако любой их этих недостатков может быть прекрасным».

Вероятно именно поэтому он изобразил наше светило с зияющим разломом. Как говорится, и на Солнце есть пятна.

Одним из любимых направлений в творчестве этого художника является создание скульптур, вызывающих в памяти археологические находки. Однако, в этот раз он отступил от излюбленной тематики и создал серию приглаженных, почти обтекаемых объемных форм, с неожиданно вырванным в каком-нибудь месте краем, назвав их - «Фрагменты». Именно один из этих «Франментов» мы и видим в западной части Хаммаршельд-плазы. Загадочный G2V простоит там до апреля нынешнего года.

Что же касается вещественных свидетельств об историческом прошлом человечества, то копия действительно необычной археологической находки представлена на другом конце плазы ближе к Первой авеню в виде огромной головы. Подлинник, принадлежащий древней цивилизации индейцев-ольмеков, был обнаружен во время археологических раскопок на территории деревушки Трес-Сапотес, расположенной на территории нынешнего мексиканского штата Веракрус.
Ольмекская каменная голова
Ольмеки являются создателями одной из старейших индейских цивилизаций и считаются прародителями всей культуры и науки Мезоамерики. Их цивилизация исчезла задолго до появления европейцев на Американском континенте, оставив после себя замечательные скульптурные произведения в виде гигантских каменных человеческих голов, резных каменных монолитов и небольших нефритовых фигурок.

Сначала, увидев каменную голову издалека и с затылка, я вспомнил поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». «Уж не с этой ли головой сражался храбрый Руслан?» - подумал я, - «с тех давних времен она могла и окаменеть».

Однако, обойдя вокруг головы несколько раз и разглядев в деталях необычный головной убор, крупные прямоугольные серьги, вставленные в большие отверстия в растянутых мочках ушей, широкий нос и толстые губы, я пришел к твердому убеждению, что это не та голова. В ее внешнем виде древними ольмеками были запечаталены их тогдашние представления о красоте: деформированный, уплощенный череп и легкое косоглазие.

Полюбоваться красавцем в ольмекском вкусе можно до мая текущего года.

1
2

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin