Гниющий Колумб

Суббота, Май 18, 2019

Не так давно делая очередную ревизию на предмет выброса своих старых, почти четвертьвековой давности записей, сделанных в то время, когда я подрабатывал гидом и старательно изучал историю Соединенных Штатов, наткнулся я на упоминание об Old Stone House. Этот дом послужил убежищем для Вашингтона, когда в годы войны за независимость своей страны американские войска отступали, потерпев серьезное поражение от англичан в Лонг-Айлендском сражении.

Этот каменный фермерский дом был построен в 1699 году голландским эмигрантом Класом Вехте (Claes Vechte), в том месте, где сейчас разбит парк Вашингтона, в бруклинском районе Park Slope.
Вехте помимо сельского хозяйства занимался сбором устриц в расположенном рядом с его фермой Гованусе, а затем продавал их на Манхэттене. В 1766 году дом был взят в аренду Айзеком Кортелью (Isaac Cortelyou). В течение последующих тридцати лет он переходил из рук в руки, пока, наконец в 1790 году не вернулся к наследникам Кортелью.

Old Stone House
Простояв почти двести лет, дом в 1897 году был снесен. Однако, в 1933 году он был восстановлен из выкопанных из земли камней, которые когда-то были использованы при его строительстве. В 2012 году он был зарегистрирован в Национальном Списке иторических мест.

К этому дому водить туристов мне никогда не довелось, так что и посещать его тогда у меня не было никакой необходимости.

Но вот на днях, решив воспользоваться хорошей погодой, поехал я в Washington Park, чтобы посмотреть на исторический Old Stone House.

Парк Вашингтона невелик, хорошо обустроен и цветист, а на его краю стоит каменный двухэтажный дом, который невозможно не заметить. Снаружи он производит впечатление старинной постройки, хотя и является только её копией, однако внутри дома, и я с сожалением должен это констатировать, нет ничего достаточно интересного. Там можно увидеть только старинное ружьё со сломанным прикладом и макет части военного корабля с пушечным портом, из которого выглядывает жерло гладкоствольной пушки, стрелявшей чугунными ядрами.

 Старинное ружьё
Зато около этого дома я обнаружил парочку интересных вещей. Первой была скульптура, созданная Заком Ландсбергом, принявшим участие в программе “Race and Revolution: Reimagining Monuments” . Её идея заключается в сопоставлении различных взглядов на расовые проблемы существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, отобразив это средствами искусства. Поучаствовать в программе выразили желание шестнадцать художников, трое из которых разместили свои работы в парке Вашингтона.
Зак Ландсберг представил копию скульптуры Колумба, которая с 1892 года стоит на верху ростальной колонны на Columbus Circle в Манхэттене. К деревянному заборчику он прикрепил ламинированный листок бумаги, на котором изложил некоторые свои соображения по поводу этой исторической личности. Суть их сводится к следующему.

Статуя Колумба
Когда Колумб открыл Америку, он и его последователи отнеслись очень жестоко к коренным народам, заселявшим вновь открытые земли. И за все те зверства, которые учинили завоеватели над местными жителями, Колумб не заслуживает никакого уважения и почитания.

Появление же увенчанной почти четырёх с половиной метровой скульптурой Колумба, величественной ростральной колонны в Нью-Йорке связано с тем, что в конце 19-го века итальянские эмигранты столкнулись в Америке с жестким национализмом и дискриминацией. И тут они вспомнили о Колумбе, о котором к тому времени, по мнению Ландсберга, кое-кто уже стал уже забывать. Великий мореплаватель давал им возможность указать на итальянский вклад в основание Америки. В результате они добились установки памятника Колумбу в том месте Нью-Йорка, которое мы называем теперь Columbus Circle. Памятник должен был напоминать о глубокой связи открывателя Америки с итальянским национальным меньшинством в этом городе.

Вспомнив через пятьсот с лишним лет после открытия Америки о жестокостях Колумба, борцы за справедливость создали в 2017 году движение за снос этой колонны. В итоге горячих споров сторонников сноса и их противников победили вторые. В конце 2018 года Монумент был внесен в Национальный Регистр исторических мест и тем самым вопрос был закрыт.

Тем не менее, памятуя о событиях того недавнего времени, Зак Ландсберг соорудил небольшую копию статуи Колумба из опилок, скрепленных каким-то клеем из мицелия, который быстро гниёт. Таким образом он выразил свое отношение к этой неоднозначной исторической личности. И действительно, памятник уже начал гнить и рассыпаться, что хорошо видно в нижней его части. Сколько времени он простоит, я не знаю, но думаю, что недолго.

Гниющий участок статуи
Как бы ни относился Зак Ландсберг к Колумбу, мне кажется важным показать, что любая историческая личность несёт в себе и положительные, и отрицательные черты. Впрочем это в полной мере относится и к каждому из нас. И участие в программе “Race and Revolution: Reimagining Monuments” даёт возможность это сделать.

Второй участницей этой программы, выставившей свою работу в парке около Old Stone House оказалась выпускница школы фотографии Роуз Десиано (Rose Desiano),которая представила там инсталляцию в виде небольшой колонны под названием «Between Monuments” из серии «Триумфальные колонны». Её колонна представляет собой три деревянных бруса, поставленных на попа и обмотанных зеркальной алюминиевой полосой с фотографиями, на которых изображены выдающиеся деятели американской истории.

«Between Monuments" Роуз Десиано
На фото представлены Теодор Рузвельт рядом с диорамой, показывающей коренных американцев, Джордж Вашингтон, стоящий посреди поля боя, усеянного трупами английских солдат в красных мундирах, Фредерик Олмстед рядом с афро-американскими жителями посёлка Сенека, который он снес при строительстве Центрального парка и, наконец, Роберт Мозес вместе с Джейн Джейкобс, протестующей против разрушения района города, в котором она жила.

Таким образом Десиано предлагает взглянуть на эти прославленные исторические фигуры с другой, не очень приглядной стороны, напоминая нам о том, что совершая свои великие подвиги или славные дела, они шли к поставленной цели, что называется без оглядки. А можно ли было действовать иначе? Я не хочу отвечать на этот вопрос. Пусть каждый ответит на него сам, как найдет нужным. Просто, по моему мнению, нужно помнить о том, что мы живем в другие времена и в тех обстоятельстьвах, которые были созданы вышеперечисленными историческими деятелями.

Есть в парке и третья работа, выполненная Чипом Томасом для программы “Race and Revolution: Reimagining Monuments”. Я отыскал её не сразу, но мне не удалось её толком рассмотреть и сфотографировать, так как небольшая эта инсталляция наполовину заросла травой.

В итоге я могу считать свою поездку в парк на другой конец Бруклина от того места, где живу, достаточно удачной, потому что неожиданно для себя обнаружил там произведения, которые вызывают определенный интерес своей неоднозначностью.

1
2
3
4

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin