Живая вода воображенья

Вторник, Май 2, 2017

И мир, где было все мертво,
Задышит и придет в движенье,
Лишь стоит брызнуть на него,
Живой водой воображенья!
Э. Александрова

В библиотеке Kings Bay, расположенной по адресу 3650 Nostrand Avenue, в последний субботний день апреля состоялась презентация выставки работ участников Еврейской гильдии искусств и ремесел, двух юбиляров, супругов Марии Абросимовой и Якова Клейнермана. Конференц-зал библиотеки был полон, пришли коллеги по творчеству, художники, мастера-прикладники, дети и внуки юбиляров, друзья, приятели и совсем незнакомые люди, просто любители искусства.
Мария Абросимова и Яков Клейнерман
Открывая экспозицию, секретарь Гильдии Нина Цыпина в кратком вступительном слове напомнила присутствующим, что Яков Клейнерман входит в число первых участников Гильдии, художественные произведения которого из природных материалов - лесные скульптуры - ныне можно найти в частных коллекциях не только нашей страны, но и в Украине, Польше, Израиле и Германии.

В дальнейшем презентацию вела художник и поэт Ася Оранская, подчеркнувшая в своем выступлении, что героями сегодняшнего события являются инженер и экономист, а не профессиональные художники или прикладники, достигшие, однако, в своем творчестве замечательных успехов. Мало того, они приготовили себе достойную смену, вырастив замечательных детей и внучек, которым сумели передать любовь к художественному творчеству, ярким свидетельством чего являются несколько отличных, представленных на выставке рисунков, выполненых их внучкой.
Лесные скульптуры
От желающих выступить не было отбоя. Пересказывать их слова я не стану, но не могу не отметить, что юбиляры были завалены цветами и многочисленными подарками. А так как вокруг были творческие люди, то героям события были преподнесены картины и художественные произведения, созданные самими выступающими.

Не обошлось и без добрых шуток и юмора. Якова “обозвали” “сучкоискателем”, упрекнув его за то, что в окрестных лесах сейчас невозможно найти ни сучка, ни корешка, чтобы подбросить в костер для барбекю. Всё перетаскал юбиляр к себе домой для своих поделок. Тут мне вспомнились известные слова Велемира Хлебникова: “Леса обезлОсили, леса обезлИсили”. В случае с Яковом все обстоит, конечно, не так печально, а скорее даже наоборот. Вокруг стало меньше бурелома, в общем чище стало в лесах.
Три с одного пенька
Но если отставить шутки в сторону, то созданные Я.Клейнерманом из сухих веток, сучков, каповых натеков, корней и других, найденных в лесу материалов, изделия отличаются высоким художественным вкусом и завидным мастерством. Можно только удивляться, как ему удается угадать в обломке сухого дерева, скрюченном корне или причудливом сучке скрытую там фигуру человека или какого-нибудь сказочного существа или животного. Воистину, смотрят все, но видят немногие. Поневоле приходит на ум ответ великого Микеланджело Буонарроти, который когда-то на вопрос о том, как он создает свои скульптуры сказал: “Я лишь беру кусок мрамора и отсекаю от него всё лишнее”. Очень просто, но не у всех получается.

Вот и Яков действует по этому же старинному принципу, но он не только отсекает лишнее, но может кое-что и добавить, приладить недостающую часть будущей скульптуры, позаимствовав ее у другой своей находки, соединить несколько казалось бы разнородных частей в единую, нераздельную композицию, скомпоновать из вроде бы неподходящих друг к другу частей цельное и оригинальное произведение. Особенностью “лесных скульптур” Якова является то, что при их создании он пускает в дело не только древесные находки, но и черепашьи панцири, скорлупу кокосовых орехов, оленьи рожки и многое другое.
Подсвечники
В целом же особую притягательность лесным скульптурам придает тот факт, что все они совершенно уникальны, так как можно тем или иным способом повторить идею, удачно найденный образ, но нельзя воссоздать в точности творение природы, которое было положено в основу конкретного произведения. Природа не повторяется в деталях каждого сучка или корешка: здесь она невообразимо разнообразна, поэтому и каждое новое произведение Якова не похоже на предыдущее. Это отчетливо видно как на его отдельных скульптурах, так и на многофигурных композициях, представленных на выставке. Примером могут служить оригинальные и загадочные фигурки “Три с одного пенька” и его замечательные подсвечники. Помимо этого, он иногда выступает и в другой ипостаси, а именно - резчика по дереву. Отличной иллюстраций этой стороны его таланта являются “Совушки”, где удивительно четко выявлены структура и фактура дерева.
Для того, чтобы создавать такие произведения, надо быть не только творческим человеком, но и любить природу. Детство Якова прошло в эвакуации в поселке Чебаркуль Челябинской области, куда он попал из украинского городка Новоград-Волынский. Рядом с поселком был чудесный лес, красоту которого он полюбил еще мальчишкой, а увлечение туризмом в студенческие годы только укрепило эту любовь.
 Совушки
В 1970 году, работая инженером-строителем в Киеве, Яков участвовал в слете туристов. Там он впервые увидел небольшую выставку поделок из корней и сучьев. Эти лесные скульптуры настолько ему понравились, что он решил сам заняться их созданием. Начало было удачным. Уже его первые работы, с которыми он пришел в артклуб «Природа и творчество», открыли ему двери в этот творческий коллектив. Он стал участником многочисленных выставок, в том числе и на ВДНХ СССР.

В 1996 году Яков с семьей эмигрировал в США. Своему увлечению лесной скульптурой не изменил, начав здесь свой творческий путь с создания чудесного семисвечника Меноры. Через пару лет после приезда в Нью-Йорк он стал регулярно участвовать в посвященных русской эмиграции фестивалях, проводившихся в Бэттери парке на Манхэттене, а затем в бруклинском Sea Breeze Park. Лесные скульптуры Якова всегда привлекали внимание посетителей. Там он был замечен и приглашен в Еврейскую Гильдию художников и мастеров прикладного искусства.

За более чем сорок лет творчества им создано огромное количество произведений. Я бывал дома у Якова и его жены Маши и могу засвидетельствовать, что эти прекрасные люди и неутомимые труженики могли бы своими замечательными произведениями заполнить стены и стеллажи любого выставочного зала.
Вышитая картина "Мираж"
Думаю, теперь самое время перейти ко второй участнице этого творческого тандема Марии Абросимовой. Прожив сорок восемь лет с человеком, который постоянно что-то режет, пилит и строгает на кухне, невозможно не поддасться соблазну тоже попробовать что-нибудь сотворить. Известно ведь, с кем поведешься, того и наберешься. И Мария занялась вышиванием.
Сумочки, косметички и очешники
Этим видом рукоделия она занимается не так долго, как ее муж, но добиласть немалых успехов. Ее замечательные вышитые картины, во-первых, прекрасно дополняют лесные скульптуры мужа, а, во-вторых, и сами по себе являются чудесными произведениями искусства, требующими для своего создания истинно женского терпения, усидчивости, тщательности и точности в наложении каждого стежка. Хотя Мария вышивает свои картины по канве, на которой напечатано будущее изображение, она вовсе не лишена творческой свободы. Конечно, вышивая, например, показанную на выставке, очень трудоемкую и сложную в исполнении, красочную картину “Мираж” французского художника Жака Розье, она должна была следовать оригиналу, подбирая цветовую ниточную гамму. Но в тех случаях, когда она расшивала цветочными узорами дамские сумочки, косметички, очешники и другие мелкие бытовые вещицы, она могла дать волю своей фантазии. Используя нитки металлик, она достигает удивительного эффекта, когда при разглядывании ее изделий создается впечатление будто они украшены бисером или стеклярусом.

Приспособив под мастерскую большую часть кухни, где до сих пор обычно царствует женщина, Яков умудрился не только не оказаться на сухом пайке, но и получил возможность любоваться замечательными работами своей половины и музы. Оба они обладают даром живого воображения, способного приносить радость и им, и другим людям. Остается пожелать Якову и Марии новых творческих успехов.

Оставить комментарий

O.o teeth mrgreen neutral -) roll twisted evil crycry cry oops razz mad lol cool -? shock eek sad smile grin