Бить, бить и бить
В Бруклинском Проспект Парке сейчас под открытым небом развернута экспозиция работ художника и скульптора Роберта Лоуба, названная автором «Nature in Nature».
Три скульптуры выставлены на всеобщее обозрение на берегах водоема Lullwater по сторонам от знаменитой «Лодочной станции», построенной в стиле Боз-ар в 1905 году и являющейся ныне городской достопримечательностью.
Место там очень красивое. И в этот пасторальный природный пейзаж как бы вколочены композиции из стволов дерьевьев и больших валунов, сооруженных Лоубом из ковкого алюминия.
Скульптор использует старинную технику получения на металле рельефных изображений, когда они как бы выдавливались из него с помощью молотка и чекана. Однако, наш современник несколько видоизменил старинные приемы. Он не ломает себе голову, выдумывая очередной образ для запечатления, а берет то, что лежит под руками. Его любимые объекты - это стволы деревьев и большие камни. Окутав выбранный отрезок ствола или понравившийся ему валун не слишком тонкой алюминиевой пластиной, по сути – толстой фольгой, он приступает к работе. С помощью деревянной колотушки Роберт заставляет металл плотно охватить ствол или камень. Но обколотить вручную приличных размеров объект замучаешься, поэтому он пользуется также и пневматическим молотком, с которым, естественно, работа идет более споро. При этом, понятное дело, необходимость в чекане полностью отпадает. В этом, наверное, и заключается инновация. Главное бить, бить и бить.
В результате долгого избиения, бездушный металл приобретает, даже в мелких деталях, форму и фактуру обколочиваемого объекта, становясь его точной копией, правда, конечно, только внешне. Потом сами стволы или камни извлекаются и остаются их пустотелые, тоже бездушные, соответствующие естественным размерам объектов поковки, похожие на содранную с них затверделую кожу или шкуру.
Самобытный Лоуб, конечно же, не бьет молотком по уже отесанным бревнам или каким-либо пиломатериалам. Ибо какую фактуру можно выявить, колотя по алюминиевой пластине, наложенной на обычный деревянный брус? Никакую, и это неинтересно. Другое дело, если это какая-нибудь коряга или изломанный водой и перепадами температур каменюка.
Я помню, как в стране нашего исхода одно время очень модной стала так называемая лесная скульптура. Любители бросились разыскивать причудливой формы сучья деревьев и кустарников, различные древесные наросты вроде кап и сувелей, а также корни и коряги.
Потом из подсушенных находок монтировали разнообразыне фигурки, полировали их, покрывали лаком, создавая таким способом оригинальные произведения. Различные чаши, кубки, фигурки зверей и даже кресла из сувели или свили и сейчас можно найти в некоторых художественных магазинах.
Лоуб подобные объекты обтягивает алюминиевой фольгой и переносит фактуру дерева или камня на металл.
Все три скульптуры, экспонируемые в парке, представляют собой различные сочетания стволов и камней. Первая попавшаяся мне на глаза композиция, называется «Природные Часы». Она вселила в меня определенный оптимизм. Ведь если допустить, что два бревна, расположенных под острым углом друг к другу, – это стрелки часов, то легко придти к утешительной мысли, что пока еще без двадцати пяти шесть, то есть до двенадцати время у нас еще имеется, хотя от самого циферблата остались только каменные обломки.
Следующая скульптура, названная «Античная Дженни», состоящая из двух бревен, расположенных в виде креста, насколько меня озадачила. Вероятно, Дженни была христианкой, и крест – это все, что от нее осталось.
Наконец, последняя скульптура «Невидимая Земля», стоит прямо в воде пруда. Земли под ней действительно не видно.
Мастер честен с нами. Он и не пытается нас обмануть. Его пустотелые рельефы наводят на мысли о пустоте бытия и увядании. Соединяя металлические листы и оставляя открытыми места их сочленений, швы и болты, Лоуб обнажает под красивой поверхностью своих скульптур их механическую сущность.
Пока я осматривал нагромождения алюминиевых стволов и камней, у меня возник вопрос: «А как обколотить, например, цветок? Или птицу?» Видимо этого пока еще не придумали, поэтому их нет в коллекции произведений Роберта Лоуба. Листики, правда, на веточках иногда попадаются. Но их можно сделать из алюминия вообще ничего не обколачивая.
После прогулки по берегам Lullwater, я пришел к однозначному выводу: пойти в Проспект Парк стоит! Там действительно очень красиво, зелено, приятно и легко дышится. Заодно можно посмотреть и скульптуры Роберта Лоуба, который живет и работает в Нью-Йорке, а его произведения приобретены и экспонировались в Музее Соломона Гугенхайма и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Национальной Галерее в Вашингтоне и многих других музеях нашей страны.
Еще нет комментариев.
Оставить комментарий